четверг, 16 декабря 2010 г.

Комплексная диагностика уровней освоения "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Старшая группа

 
Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оцен-ке знаний детей.
Главная цель диагностирования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Общими признаками диагностического обследования являются:
– наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;
– систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педа-гогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т. д.);
– использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;
– доступность процедур для их проведения педагогами.
При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами.
Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
Принцип доступности диагностических методик и процедур. Общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками).
Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.
Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичность диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве».
Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.
Существует большое количество методов психологической диагностики. При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств в предлагаемом опыте учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада. В качестве
основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку, проведения дидактических игр и пр.), беседы. Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями).
Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения, по возможности, длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.
Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы
основная цель – дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать,
то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.
Диагностические задания, предлагаемые в данном сборнике, рассчитаны на детей старшей группы, занимающихся по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Задания максимально учитывают особенности и возможности детей 5–6 лет, обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у старших дошкольников реальный опыт.
Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу. Разработанная система комплексной диагностики позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также на качественном уровне оценивать эффективность образовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продукту» – дошкольник-выпускник.
Предлагаемые диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую (очень приблизительную) среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагностические карты могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности.
Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.
Автор выражает благодарность коллективу педагогов за помощь в создании диагностического пакета: Головачевой Ю. А., Пашковой Е. С., Ситдиковой И. А., Максимовой А. И., Казаковой Е. А., Ковалевой Е. Н., Трачевской С. В., Макаровой М. Н., Нагорновой Г. П., Барзиловой Г. Е., Дроздовой С. Н., Осипенко Г. Н., Аршиновой Т. А., Петелиной Н. И., Садкиной Т. И., Клименко Е. В., Шишкиной С. А., Самохваловой Е. В., Терещенко О. А.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........3
Ребенок и окружающий мир. Диагностические задания........5
Диагностическая карта........8
Природное окружение. Экологическое воспитание. Диагностические задания........10
Диагностическая карта........14
Развитие речи. Диагностические задания........16
Диагностическая карта........18
Формирование элементарных математических представлений. Диагностические задания........20
Диагностическая карта........24
Литература........26

Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

пятница, 10 декабря 2010 г.

Комплексное планирование для логопедических групп: календарно-перспективные и индивидуальные планы, циклограмма деятельности педагога, сетка занятий. Старший дошкольный возраст


В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с такими нарушениями, как ЗПР и ОНР.
ЗПР (задержка психического развития) относится к слабовыраженным отклонениям в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с ЗПР имеют трудности, связанные с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Для большинства детей с ЗПР характерны следующие особенности развития:
1) Незрелость эмоционально-волевой сферы выражается в сложности сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Следствием является нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
2) Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
3) Особенности памяти проявляются в лучшем запоминании наглядного материала, чем вербального.
4) Темп развития речи зависит от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: небольшая задержка или соответствие нормальному уровню развития до нарушения лексико-грамматической стороны речи.
5) Отставание в развитии всех форм мышления. К началу обучения дети не владеют
в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с ОНР наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена.
Формирование сенсорной, интеллектуальной, эффективно-волевой сферы у детей с диагнозом ОНР имеет свои особенности: недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомотивных функций, отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией движений детей, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, особенно по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части.
В связи с этим система коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей. Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей. В логопедических группах коррекционное направление является ведущим, а общеобразовательное – подчиненным. Безусловно, одной из основных задач коррекционной работы с данной категорией детей было и остается обучение связной, грамматически правильной речи, навыкам речевого общения, ознакомление с фонетической системой русского языка, элементами грамоты, подготовка к обучению в школе. Все специалисты ДОУ, родители под руководством учителя-логопеда должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом.
В пособии представлено комплексное планирование коррекционно-развивающей работы
в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в возрасте 5–7 лет. Календарно-перспективные и индивидуальные планы, циклограмма деятельности логопеда, сетка занятий раскрывают содержание коррекционно-развивающей работы и составлены таким образом, что позволяют обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дают возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. В основе комплексного планирования лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие. Лексический материал отобран с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.
Предназначено учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, специальным педагогам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........3
Циклограмма деятельности учителя-логопеда........5
Расписание работы учителя-логопеда........5
Распределение фронтальных логопедических занятий........6
Распределение индивидуальных логопедических занятий........6
Сетка фронтальных занятий учителя-логопеда по периодам обучения в старшей группе........6
Сетка фронтальных занятий учителя-логопеда по периодам обучения в подготови-тельной к школе группе........6
Перспективное планирование логопедической работы в старшей группе........7
Перспективное планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе........10
Календарно-тематическое планирование лексико-тематических циклов в старшей и под-готовительной к школе группах........14
Календарно-тематическое планирование по развитию фонематического восприятия и об-учению грамоте (навыки чтения и письма) в старшей и подготовительной к школе группах........15
Календарно-тематическое планирование по формированию и развитию навыков зву-кового анализа в старшей и подготовительной к школе группах........16
Календарно-тематическое планирование по развитию связной речи и обучению рас-сказыванию в старшей и подготовительной к школе группах........18
Календарно-тематическое планирование по формированию предложно-падежных конст-рукций в старшей и подготовительной к школе группах........19
Календарно-тематическое планирование по формированию грамматического строя речи в старшей и подготовительной к школе группах........21
Календарно-тематическое планирование по развитию графомоторных навыков в стар-шей и подготовительной к школе группах........25
Календарно-тематическое планирование по работе с родителями в старшей и под-готовительной к школе группах........26
Календарно-тематическое планирование по координации работы с педагогами ДОУ
в старшей и подготовительной к школе группах........27
Приложения
Приложение 1. Лексико-грамматический словарь по теме «Наше тело» (старшая группа)........29
Приложение 2. Лексико-грамматический словарь по теме «Предметы туалета» (старшая группа)........30
Приложение 3. Лексико-грамматический словарь по теме «Наше тело и здоровье» (подготовительная к школе группа)........31
Приложение 4. Лексико-грамматический словарь по теме «Моя семья» (подготови-тельная к школе группа)........32
Литература........33

Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

четверг, 9 декабря 2010 г.

Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворовой

 
В пособии представлены поурочные планы, составленные в соответствии с программой и учебником: Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 2010. В разработках содержатся устные упражнения, рекомендации к объяснению нового материала, тесты, проверочные самостоятельные работы, математические диктанты и др. Целью предложенных материалов является оказание практической помощи учителю в выборе путей построения урока, отвечающего современным требованиям, в подборе дополнительного дидактического материала, который призван обеспечить высокую эффективность учебного процесса. Предназначено учителям математики общеобразовательных учреждений; может быть полезно учащимся, студентам педагогических учебных заведений.

Так же мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

среда, 8 декабря 2010 г.

Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворовой


В пособии представлены поурочные планы, составленные в соответствии с программой и учебником: Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 2010. В разработках содержатся устные упражнения, рекомендации к объяснению нового материала, тесты, проверочные и самостоятельные работы, математические диктанты и др. Целью предложенных материалов является оказание практической помощи учителю в выборе путей построения урока, отвечающего современным требованиям, в подборе дополнительного дидактического материала, призванного обеспечить высокую эффективность учебного процесса. Предназначено учителям математики общеобразовательных учреждений; может быть полезно учащимся, студентам педагогических учебных заведений.
Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

вторник, 7 декабря 2010 г.

Русский язык. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н. А. Чураковой


В пособии представлены подробные поурочные планы по курсу «Русский язык», составленные на основе учебно-методического комплекта: Чуракова Н. А. Русский язык: 2 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник, 2010; Байкова Т. А., Малахов-ская О. В., Ерышева Е. Р. Русский язык: 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / под ред. Н. А. Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2010. (УМК «Перспективная школа».)
Разработки уроков содержательны и насыщены разнообразным дидактическим материалом: игровые задания, упражнения проблемного характера, вариативные карточки-задания для индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися, лексические занимательные факты и явления, тесты, что позволит учителю за непродолжительное время качественно подготовиться к учебной деятельности, систематизировать образовательный процесс и провести каждое занятие профессионально и творчески.
Предназначено учителям начальных классов общеобразовательных учреждений всех типов, рекомендовано студентам педагогических вузов, колледжей.
Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания учащихся.
Расположение материала соответствует реальному ходу урока. Для каждого формулируются тема и цели, в которых находят отражение вопросы, связанные не только с изучением нового материала,
но и с закреплением ранее изученного.
Данное пособие включает рекомендации для учителя с описанием некоторых форм и видов деятельности учащихся и ответы-ключи
к заданиям повышенной трудности. С целью оказания помощи учителю в пособии представлен справочный материал по наиболее трудным темам орфографии, фонетики, словообразования и лексики.
С целью активизации мыслительной деятельности на каждом уроке используются ребусы, изографы, загадки, стихотворения, направленные на усвоение правил орфографии. Для развития навыков каллиграфии обучающихся в структуру урока включены минутки чистописания. Элементы минутки чистописания помогают перейти к теме урока.
Для проверки уровня усвоения знаний и уровня сформированности умений и навыков в пособие включены тексты диктантов и проверочных работ, а также карточки дифференцированного характера.
Педагог может заимствовать полностью предлагаемые сценарии уроков либо использовать их частично, встраивая в собственный план.
Содержание
Введение........3
Урок 1. Тема: Главное сокровище библиотеки Анишит Йо-коповны. Толковый словарь 4
Урок 2. Тема: Главное сокровище библиотеки Анишит Йо-коповны. Обратный словарь 5
Урок 3. Тема: Главное сокровище библиотеки Анишит Йо-коповны. словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно»........7
Урок 4. Тема: Главное сокровище библиотеки Анишит Йо-коповны. Словарь «Происхождение слов»........9
Урок 5. Тема: О пользе звукобуквенной зарядки........10
Урок 6. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Какие бывают предложения........12
Урок 7. Тема: Главные и неглавные слова в предложении........14
Урок 8. Тема: Главные и неглавные слова в предложении........17
Урок 9. Тема: Главные и неглавные слова в предложении........20
Урок 10. Тема: Главные и неглавные слова в предложении........22
Урок 11. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст 24
Урок 12. Тема: Окончания слов-названий предметов........25
Урок 13. Тема: Что такое словосочетание........28
Урок 14. Тема: Что такое словосочетание........30
Урок 15. Тема: Основа слова и его окончание........34
Урок 16. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст 35
Урок 17. Тема: Основа слова и его окончание. Нулевое окончание 37
Урок 18. Тема: Слова-названия предметов, у которых нет окончаний 39
Урок 19. Тема: Слова-названия предметов, у которых нет окончаний 41
Урок 20. Тема: Слова-названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменяемых слов-предметов........43
Урок 21. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст 46
Урок 22. Тема: Слова-названия предметов, у которых нет окончаний 47
Урок 23. Тема: Слова-названия предметов, у которых нет окончаний 50
Урок 24. Тема: Слова-названия предметов разного рода........52
Урок 25. Тема: Слова-названия предметов разного рода........56
Урок 26. Тема: Слова-названия предметов разного рода........60
Урок 27. Тема: Слова-названия предметов разного рода........64
Урок 28. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки
на окне»........66
Урок 29. Тема: Слова-названия предметов разного рода........68
Урок 30. Тема: Диктант «Совенок».........71
Урок 31. Тема: Начальная форма слова........72
Урок 32. Тема: Начальная форма слова........74
Урок 33. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо........77
Урок 34 Тема: Начальная форма слова........78
Урок 35. Тема: Это слово и другое слово........80
Урок 36. Тема: Это слово и другое слово........83
Урок 37. Тема: Это слово и другое слово........86
Урок 38. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение «Утята»........87
Урок 39. Тема: Слово и формы этого слова. Родственные слова........88
Урок 40. Тема: Слово и формы этого слова. Родственные слова........90
Урок 41. Тема: Слово и формы этого слова. Родственные слова........93
Урок 42. Тема: Слова, у которых несколько значений........94
Урок 43. Тема: Слова, у которых несколько значений........98
Урок 44. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи........101
Урок 45. Тема: Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся 102
Урок 46. Тема: Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся 105
Урок 47. Тема: Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся 107
Урок 48. Тема: Слова и их дальние родственники........109
Урок 49. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста........112
Урок 50. Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме 113
Урок 51. Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме 116
Урок 52. Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме 119
Урок 53. Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме 121
Урок 54. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костер во дворе»........123
Урок 55. Тема: Составь свой диктант. Чередование звуков
в корнях слов, которое мы не видим на письме........124
Урок 56. Тема: Работа над ошибками. Чередование звуков
в корнях слов, которое мы не видим на письме........125
Урок 57. Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме 128
Урок 58. Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме 129
Урок 59. Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме 132
Урок 60. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста........134
Урок 61. Тема: Тайна написания жи-ши, ча-ща, чу-щу........135
Урок 62. Тема: Тайна написания жи-ши, ча-ща, чу-щу........137
Урок 63. Тема: Написание слов-названий предметов мужс-кого и женского рода с основой на шипящий звук........140
Урок 64. Тема: Написание слов-названий предметов мужс-кого и женского рода с основой на шипящий звук........142
Урок 65. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка»........145
Урок 66. Тема: Повторение по теме «Родственные слова
и формы слова»........147
Урок 67. Тема: Повторение по теме «Родственные слова
и формы слова»........149
Урок 68. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо........151
Урок 69. Тема: Повторение по теме «Лексика»........152
Урок 70. Тема: Повторение по теме «Лексика»........155
Урок 71. Тема: Контрольное списывание........157
Урок 72. Тема: Повторение по теме «Орфография»........158
Урок 73. Тема: Повторение по теме «Синтаксис»........159
Урок 74. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение 162
Урок 75. Тема: Контрольный диктант «Снежные загадки»
с грамматическим заданием........163
Урок 76. Тема: Работа над ошибками. Написание слов-на-званий предметов мужского и женского рода с основой на ши-пящий звук........164
Урок 77. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Как написать поздравление........166
Урок 78. Тема: Повторение по теме «Орфография»........167
Урок 79. Тема: Повторение по теме «Орфография»........168
Урок 80. Тема: Задание для членов клуба «Ключ и заря»........170
Урок 81. Тема: развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Весенний звон»........172
Урок 82. Тема: Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы 172
Урок 83. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Что мы знаем о тексте (хокку)........174
Урок 84. Тема: Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы 175
Урок 85. Тема: Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа 177
Урок 86. Тема: Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа 180
Урок 87. Тема: Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа 183
Урок 88. Тема: Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа 186
Урок 89. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Что мы знаем о тексте 188
Урок 90. Тема: Написание Ы после ц в окончаниях слов-названий предметов 190
Урок 91. Тема: Проверочная работа по теме «Орфография»........192
Урок 92. Тема: Написание Ы после Ц в окончаниях слов-на-званий предметов 193
Урок 93. Тема: Как делаются слова. Что такое суффикс. суффикс слов, называющих предметы........195
Урок 94. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Деление текста на части 197
Урок 95. Тема: Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы........198
Урок 96. Тема: Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы........200
Урок 97. Тема: Проверочная работа по теме «Орфография»........202
Урок 98. Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называю-щих предметы и признаки. Написание буквосочетаний
ЧН, ЧК........203
Урок 99. Тема: Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы........206
Урок 100. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Анри Матисса «Разговор»........209
Урок 101. Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называ-ющих предметы и признаки........210
Урок 102. Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называ-ющих предметы и признаки........213
Урок 103. Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называ-ющих предметы и признаки........214
Урок 104. Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называю-щих предметы и признаки........216
Урок 105. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Деление текста на части 217
Урок 106. Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называ-ющих предметы и признаки........218
Урок 107. Тема: Как делаются слова. Снова суффикс слов, называющих предметы 220
Урок 108. Тема: Как делаются слова. Снова суффикс слов, называющих предметы 222
Урок 109. Тема: Как делаются слова. Снова суффикс слов, называющих предметы 224
Урок 110. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»........226
Урок 111. Тема: Что такое обращение........229
Урок 112. Тема: Что такое обращение........232
Урок 113. Тема: Как делаются слова. Образование слов с по-мощью приставки 234
Урок 114. Тема: Как делаются слова. Образование слов с по-мощью приставки 236
Урок 115. Тема: Как делаются слова. Образование слов с по-мощью приставки 237
Урок 116. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная от-крытка к 8 марта........239
Урок 117. Тема: Написание частицы НЕ со словами, называ-ющими действия 240
Урок 118. Тема: Написание частицы НЕ со словами, называ-ющими действия 241
Урок 119. Тема: Написание частицы НЕ со словами, называ-ющими действия 243
Урок 120. Тема: Написание частицы НЕ со словами, называ-ющими действия 245
Урок 121. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение. Как писать изложение........246
Урок 122. Тема: Написание частицы НЕ со словами, называ-ющими действия 247
Урок 123. Тема: Состав слова........250
Урок 124. Тема: Состав слова........254
Урок 125. Тема: Состав слова........256
Урок 126. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование........257
Урок 127. Тема: Состав слова........259
Урок 128. Тема: Образование слов с помощью приставки
и суффикса........261
Урок 129. Тема: Образование слов с помощью приставки
и суффикса........264
Урок 130. Тема: Образование слов с помощью приставки
и суффикса........265
Урок 131. Тема: Правильное употребление приставок НА-, О- в словах «надеть», «надевать»; «одеть», «одевать»........267
Урок 132. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование........269
Урок 133. Тема: Правильное употребление приставок НА-, О- в словах «надеть», «надевать»; «одеть», «одевать»........270
Урок 134. Тема: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного........272
Урок 135. Тема: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного........275
Урок 136. Тема: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного........277
Урок 137. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Научный и художественный текст........279
Урок 138. Тема: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного........280
Урок 139. Тема: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного........282
Урок 140. Тема: Диктант «Птичьи хлопоты» с грамматичес-ким заданием 283
Урок 41. Тема: Работа над ошибками. Разделительный Ь........285
Урок 142. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Научный и художественный текст........287
Урок 143. Тема: Разделительный Ъ........288
Урок 144. Тема: Написание разделительных Ь и Ъ........290
Урок 145. Тема: Написание разделительных Ь и Ъ........293
Урок 146. Тема: Написание разделительных Ь и Ъ........295
Урок 147. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи»........298
Урок 148. Тема: Написание разделительных Ь и Ъ........300
Урок 149. Тема: Написание разделительных Ь и Ъ........301
Урок 150. Тема: Правописание сложных слов........303
Урок 151. Тема: Написание разделительных Ь и Ъ........305
Урок 152. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи»........307
Урок 153. Тема: Самое загадочное чередование согласных
в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук........309
Урок 154. Тема: Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 311
Урок 155. Тема: Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 313
Урок 156. Тема: Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 315
Урок 157. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Церковь в Овере»........316
Урок 158. Тема: Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 318
Урок 159. Тема: Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 320
Урок 160. Тема: Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 322
Урок 161. Тема: Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. Проверочная работа 325
Урок 162. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Ступеньки»........326
Урок 163. Тема: Работа над ошибками. Непроизносимый со-гласный звук – нулевой звук........326
Урок 164. Тема: Итоговая контрольная работа за II полуго-дие. Диктант «Подружились»........328
Урок 165. Тема: Работа над ошибками. Непроизносимый со-гласный звук – нулевой звук........329
Урок 166. Тема: Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 331
Урок 167. Тема: Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 333
Урок 168. Тема: Непроизносимый согласный звук – нулевой звук 334
Урок 169. Тема: Тест........336
Урок 170. Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Задания для членов клуба «Ключ и заря»........339
Литература........341
Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе