воскресенье, 16 января 2011 г.

Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Лека

 

Рабочие программы, предложенные в данном сборнике, рассчитаны на изучение русского языка на базовом уровне и составлены на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5–9 классов общеобразовательных учреждений М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.
Учебная линия по русскому языку написана по оригинальной авторской программе, соответствует обязательному минимуму содержания образования, основана на новой современной методической системе. Языковой и речевой материал подается здесь в органическом единстве. Методический аппарат учебников содержит задания двух уровней сложности, что позволяет учителю вариативно подходить к построению уроков, в зависимости от степени подготовленности класса и отдельных учеников. При этом изучение наиболее сложных тем курса планируется в начале учебного года с тем, чтобы учащиеся глубже усвоили их. Единый комплект с учебником для каждого класса составляют методические пособия для учителя, где приведены конкретные советы и рекомендации, как изучать наиболее сложные темы курса, представлены контрольные работы, материалы для текущего и итогового контроля. К учебно-методическому комплекту разработаны мультимедийные приложения. С изданными компонентами УМК можно подробно познакомиться на сайте издательства «Дрофа» (www. drofa.ru).
Структура календарно-тематического планирования включает в себя два раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса.
Рабочие программы рассчитаны на творческое использование учителем, на применение вариативной методики формирования и совершенствования знаний, умений и навыков учащихся
с учетом конкретных условий работы школы, класса, каждого ученика.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
5 КЛАСС
Рабочая программа 4
Пояснительная записка 4
Тематическое планирование 8
6 КЛАСС
Рабочая программа 58
Пояснительная записка 58
Тематическое планирование 62
7 КЛАСС
Рабочая программа 103
Пояснительная записка 103
Тематическое планирование 107
8 КЛАСС
Рабочая программа 137
Пояснительная записка 137
Тематическое планирование 141
9 КЛАСС
Рабочая программа 169
Пояснительная записка 169
Тематическое планирование 173

Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Первая младшая группа

 

Важнейший признак жизни – движение.
«Жизнь есть движение» – эти слова принадлежат французскому философу Вольтеру. «Все бесконечное разнообразие проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению». Движение необходимо для развития человеческого организма, для его роста. Любая работа, совершаемая человеком, связана с движением. Вся жизнь во всех ее проявлениях выражается в движении.
Физические упражнения с раннего возраста закладывают мощный фундамент здоровья ребенка на всю последующую жизнь. Чтобы привить ребенку потребность в физических упражнениях, надо начинать с раннего детства. Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается,
а, напротив, имеет тенденцию к ухудшению. Среди 30–35 % детей дошкольного возраста отмечаются частые ОРВИ, у 3 % – снижение зрения, распространенность ортопедической патологии доходит до 80 %, высоки показатели заболеваемости внутренних органов, нервной системы. Это побуждает искать новые пути оздоровления детей. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения.
Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой позволят детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровне функционирования всех органов и систем. Эффективность занятий существенно возрастет, если их дополнить закаливанием, рациональным питанием, соблюдением режима дня. Начинать занятия по оздоровительной гимнастике необходимо с ежедневного выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики. Трудно переоценить ее значение. Она играет огромную оздоровительную роль.
Утренняя гигиеническая гимнастика стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и легких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создает бодрое, жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребенка энергией на весь день, что крайне важно для его нормального физического развития.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Комплексы оздоровительной гимнастики для детей
без предметов 5
Комплекс 1 «Носики-курносики» 5
Комплекс 2 «Птички-невелички» 6
Комплекс 3 «Заинька» 8
Комплекс 4 «Зайка беленький сидит» 9
Комплекс 5 «Бабочки» 10
Комплекс 6 «Наши красивые ручки» 11
Комплекс 7 «Мы – музыканты» 12
Комплекс 8 «Воробушки» 14
Комплекс 9 «Цветы» 15
Комплекс 10 «Птичий двор» 16
Комплекс 11 «Потанцуем» 17
Комплекс 12 «Учимся правильно дышать» 19
Комплекс 13 «В лесу» 20
Комплекс 14 «Стирка» 21
Комплекс 15 «Мы – веселые ребята!» 23
Комплекс 16 «Гуси» 24
Комплекс 17 «Мы растем» 25
Комплекс 18 «Хлопки» 26
Комплекс 19 «Зарядка для рук» 27
Комплекс 20 «Кошечка» 28
Комплекс 21 «Прятки» 29
Комплекс 22 «Веселые пчелки» 30
Комплекс 23 «Паровозик» 31
Комплекс 24 «Веселые ребятки» 32
Комплекс 25 «Воздушный шарик» 33
Комплекс 26 «Малые щенята» 35
Комплекс 27 «Курочка и цыплята» 36
Комплекс 28 «Мышки-норушки» 37
Комплекс 29 «Веселые жучки» 39
Комплекс 30 «Мы – строители» 40
Комплекс 31 «Порезвимся» 41
Комплекс 32 «Мы – художники» 42
Комплекс 33 «Нам весело» 43
Комплекс 34 «Звонкие хлопки» 44
Комплекс 35 «Веселые зайчата» 45
Комплекс 36 «Мы танцуем и поем, очень весело живем» 46
Комплекс 37 «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу…»… 47
Комплекс 38 «Мы растем» 49
Комплекс 39 «Веселые медвежата» 50
Комплекс 40 «Соберем урожай» 51
Комплексы оздоровительной гимнастики для детей с раз-личными предметами 52
Комплекс 1 (с шишками) 52
Комплекс 2 (с обручем) 53
Комплекс 3 (с «косичкой») 54
Комплекс 4 (с флажками). «Мой любимый флажок» 56
Комплекс 5 (с мешочком). «Переложи мешочек» 57
Комплекс 6 (с погремушкой). «Веселая погремушка» 58
Комплекс 7 (со стулом). «Самолет» 59
Комплекс 8 (с платочками) 60
Комплекс 9 (с кубиками) 62
Комплекс 10 (с лентами) 63
Комплекс 11 (с мячом) 64
Комплекс 12 (с гантелями) 65
Комплекс 13 (с малыми мячами) 66
Комплекс 14 (с шишками) 67
Комплекс 15 (с обручем) 68
Комплекс 16 (с «косичкой») 70
Комплекс 17 «Мы занимаемся с флажками» 71
Комплекс 18 (с мешочками). «Мой любимый мешочек» 72
Комплекс 19 (с погремушками) 73
Комплекс 20 (со стулом) 75
Комплекс 21 (с платочками) 76
Комплекс 22 (с кубиками). «Мы – мастера» 77
Комплекс 23 (с лентами) 78
Комплекс 24 (с мячом) 79
Комплекс 25 (с гантелями) 80
Комплекс 26 (с малыми мячами) 81
Комплекс 27 (с шишками) 83
Комплекс 28 (с обручем) 84
Комплекс 29 (с «косичкой») 85
Комплекс 30 (с флажками) 86
Комплекс 31 (с мешочками) 87
Комплекс 32 (с погремушкой) 88
Комплекс 33 (со стулом) 89
Комплекс 34 (с платочками) 90
Комплекс 35 (с кубиками). «Кубики делают зарядку» 91
Комплекс 36 (с лентой) 92
Комплекс 37 (с мячом) 94
Комплекс 38 (с гантелями) 95
Комплекс 39 (с малыми мячами) 96
Комплекс 40 (с шишками) 97
Комплекс 41 (с обручем) 98
Комплекс 42 (с «косичкой») 99
Комплекс 43 (с флажками) 100
Комплекс 44 (с мешочком) 101
Комплекс 45 (с погремушкой) 103
Комплекс 46 (со стулом) 104
Комплекс 47 (с платочками) 105
Комплекс 48 (с кубиками) 106
Комплекс 49 (с лентами) 108
Комплекс 50 (с мячом) 109
Комплекс 51 (с гантелями) 110
Комплекс 52 (с малыми мячами) 111
Комплекс 53 (с шишками) 112
Комплекс 54 (с обручем) 113
Комплекс 55 (с «косичкой») 114
Комплекс 56 (с флажками) 115
Комплекс 57 (с мешочком) 116
Комплекс 58 (с погремушкой) 117
Комплекс 59 (со стулом) 119
Комплекс 60 (с платочками) 120
Комплекс 61 (с кубиками) 121
Комплекс 62 (с лентами) 122
Комплекс 63 (с мячом) 123
Комплекс 64 (с гантелями) 124
Комплекс 65 (с малыми мячами) 125
Комплекс 66 (с шишками) 126
Комплекс 67 (с обручем) 128
Комплекс 68 (с «косичкой»). «Качалки» 129
Комплекс 69 (с флажками) 130
Комплекс 70 (с мешочком) 131
Комплекс 71 (с погремушкой) 132
Комплекс 72 (со стулом) 133
Комплекс 73 (с платочками) 135
Комплекс 74 (с кубиками) 136
Комплекс 75 (с лентами) 137
Комплекс 76 (с мячом) 138
Литература 139

Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

Письмо. Развитие речи. 1-4 классы: конспекты занятий, дифференцированные задания

 

Овладеть грамотным обозначением парных звонких и глухих согласных в словах – задача для учащихся с акустической дисграфией довольно сложная. Эффективность ее решения зависит от множества факторов, в том числе от сформированности у школьников умений фонетико-графического характера. К ним относятся умения:
џ верно соотносить букву и звук;
џ проводить последовательное разграничение парных звонких и глухих согласных;
џ определять позицию звука в слове и качество звука (звонкость или глухость) в разных позициях.
Выработка названных умений, особенно активно осуществляемая на занятиях логопедии и письма, проводится в течение всего начального этапа обучения.
Дидактический материал содержит разнообразные задания, соответствующие учебным программам специальных школ VIII вида (письмо и развитие речи), различающиеся степенью трудности, подробностью или сжатостью инструкции. Пособие предназначено для индивидуальной и фронтальной работы учащихся начальных классов на занятиях логопедии и уроках письма и развития речи. Разнообразные задания, представленные в пособии, направлены на коррекцию ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха у школьников с умственной отсталостью.
Пособие представляет собой систему упражнений (карточек) на дифференциацию парных звонких и глухих согласных.

Материал расположен по разделам:
џ дифференциация [в]–[ф];
џ дифференциация [б]–[п];
џ дифференциация [д]–[т];
џ дифференциация [г]–[к];
џ дифференциация [з]–[с];
џ дифференциация [ж]–[ш].
Дидактический материал рекомендуется для широкого внедрения в педагогическую практику специальных (коррекционных) школ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........3
Дифференциация [в]–[ф]........5
Дифференциация [б]–[п]........11
Дифференциация [д]–[т]........18
Дифференциация [г]–[к]........26
Дифференциация [з]–[с]........33
Дифференциация [ж]–[ш]........42
Конспекты логопедических занятий........51
Литература........88

Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые

 
В последнее время не только в общеобразовательных, но и в коррекционных школах все более широко используется такая форма исследования подготовленности учащихся, как тестирование. Ученику предлагается ряд тестовых заданий по каждому разделу учебной четверти и по всей учебной программе в конце года. Использование тестовых заданий, представленных различными вариантами ответов, соответствует конкретно-операционному мышлению ученика, но в то же время при решении этих заданий он может применить своё умение логически мыслить. Следовательно, тесты не только служат для проверки уровня усвоения изученных знаний, но и способствуют развитию.
Применение тестовых заданий в коррекционной школе позволяет:
за небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у всех учащихся;
оперативно получить результаты опроса (контролирующая функция);
закрепить у учащихся полученные знания, систематизировать их, установить логическую связь между предметами и явлениями (обучающая функция);
обеспечить индивидуальное развитие ученика (развивающая функция).
Предлагаемые примерные задания для проверки знаний разработаны для оценки результатов обучения учащихся швейному делу. Их содержание охватывает основные разделы программы: «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения», «Конструирование и моделирование швейных изделий», «Технология изготовления швейных изделий» для учащихся 5–9 классов (программа Л. С. Иноземцевой, 2000).
Тестирование проводится в условиях школьного урока. Все учащиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная.
Учащимся предлагаются примерные задания нескольких видов:
выбор одного или нескольких правильных ответов («да» и «нет»);
установление правильной последовательности действий (проставление нужных цифр у каждой из предложенных позиций);
установление соответствия.
Основным критерием эффективности усвоения учащимися содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материала – КУ. Он определяется как
отношение правильных ответов учащихся в тесте к общему количеству заданий по В. П. Беспалько). 50 % правильно выполненных заданий позволяет поставить ученику оценку «зачтено», что означает усвоение им программы обучения. Оценка знаний учащихся проводится
по пятибалльной системе. При выполнении теста ставится отметка:
«5» – при выполнении 80–100 % всех заданий;
«4» – при выполнении 60–80 % заданий;
«3» – за 50–60 % правильно выполненных заданий.
Применение тестов в учебном процессе позволяет определить уровень усвоения учащимися теоретического материала, выявить пробелы в их знаниях. Кроме того, процедура тестирования в некотором роде содержит элемент игры и поэтому влечёт за собой гораздо меньше стрессовых факторов, что положительно сказывается на учащихся коррекционной школы. При тестировании более полно раскрываются индивидуальные особенности познавательной сферы каждого ученика.
Предложенные тесты могут быть использованы для проверки уровня усвоения теоретического материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка........3
5 класс........4
6 класс........13
7 класс........24
8 класс........37
9 класс........49
Ответы........62
Литература........66

Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

Технология. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н. М. Конышевой "Технология: Секреты мастеров"

 
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Так, трудовое обучение в начальной школе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд для умственного и сенсорного развития детей.
Трудовая деятельность в рамках учебного процесса связана
с расширением кругозора учащихся, получением доступных знаний, например о различных материалах, трудовых процессах, орудиях труда, а также способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к разным профессиям и уважение к людям, мастерство которых позволяет создавать прекрасные вещи.
На уроках трудового обучения развиваются конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формируется интерес к работе, готовность справиться
с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее).
В процессе обучения технологии учащиеся начальной школы знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учат-ся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
В четвертом классе основными задачами уроков художественно-конструкторской деятельности являются:
· расширение и углубление представлений о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
· расширение и углубление представлений о народной культуре и ее отражении в бытовой среде и в отдельных предметах быта;
· формирование новых умений, приемов работы с инструментами, приемов обработки материалов;
· развитие конструктивности, вариативности и гибкости мышления и способности к проектно-творческой деятельности;
· развитие познавательных процессов и приемов умственной деятельности;
· воспитание уважения к культурным традициям и к мастерам –
носителям этих традиций.
Различные виды рукоделия являются одними из старейших
в прикладной трудовой деятельности человека. Но и в настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий
из меха, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды и быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную.
Приобщение школьников к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, – важная часть
их воспитания и обучения. Дети воспринимают художественную и практическую ценность изделий, созданных народными умельцами, чувствуют их прелесть и неповторимость. Яркий браслет, красивый глиняный сосуд, вышитая закладка для книг – вот неполный перечень предметов, знакомясь с которыми в данном учебном году учащиеся узнают и некоторые старинные технологии прикладного искусства.
При обучении на уроках труда учащихся начальной школы часто возникают сложности, так как у них еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Кроме того, общий словесный инструктаж часто не приносит желаемых результатов. Поэтому для получения результата на уроках трудового обучения потребуются различные демонстрационные макеты, наглядные красочные пособия, предметно-технологические карты. Так-же очень важно закрепить умение детей работать с учебником.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, можно использовать разные игровые персонажи,
с помощью которых создается игровая ситуация. Так, сюжетно-ролевые игры, связанные с профессиями, например: «Мы – гончары», «Мы – строители», «Я – археолог» и другие, – повышают интерес к урокам. Игровые моменты способствуют успешному формированию трудовых умений, воспитанию у детей нравственных качеств, развивают интерес младших школьников к процессу трудового обучения, создают возможность применения знаний на практике, мобилизуют познавательную активность обучающихся.
Надеемся, что представленные разработки уроков позволят учителям достаточно полно реализовать авторскую концепцию программы по технологии Н. М. Конышевой в личной педагогической практике, а также внести элементы собственного опыта, творческих находок.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение........3
Тематическое планирование........6
Из глубины веков
Урок 1. Вводное занятие........6
Уроки 2–3. Тема: Керамика в культуре народов мира........6
Уроки 4–5. Тема: Архитектурная керамика. Изразец........6
Уроки 6–7. Тема: Плетение, изготовление плетеного короба........6
Уроки 8–9. Тема: Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера 6
Творчество, труд, мастерство
Уроки 10–11. Тема: Бумагопластика. Карнавальные маски
Уроки 12–13. Тема: Бумагопластика. Раскладные открытки.
Урок 14. Тема: Гофрирование
Уроки 15–16. Тема: Построение развертки с помощью циркуля. Упаковка-елочка
Мастера и подмастерья
Уроки 17–19. Тема: Простейшие приемы вязания крючком
Уроки 20–22. Тема: Петельный шов. Изготовление декоратив-ных карманов
Уроки 23–24. Тема: Барельеф в декоративном изделии (лепка, роспись, конструирование)
Уроки 25–26. Тема: Окантовка картона
Традиции и современность
Уроки 27–28. Тема: Соломенных дел мастера
Уроки 29–31. Тема: Новые стежки и швы. Закладка для книг
Уроки 32–33. Тема: Металл в руках мастера. Тиснение
по фольге
Урок 34. Тема: Труд с успехом завершен! (Итоговое зянятие)
Литература

Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

суббота, 15 января 2011 г.

Русский язык. 1 класс: поурочные планы по учебнику Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной


Предлагаемое пособие представляет собой подробные поурочные планы по русскому языку для 1 класса, составленные по учебнику, входящему в учебно-методический комплект «Планета знаний»:
• Андрианова, Т. М. Русский язык : 1 кл. : учебник для четырехлет. нач. шк. / Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. – М. : АСТ : Астрель, 2010.
Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развитию и воспитанию учащихся.
Материалы к урокам соответствуют реальному ходу учебного процесса каждого занятия: сформулированы тема и цели, в которых находят отражение вопросы, связанные не только с изучением нового материала, но и с закреплением ранее изученного.
В пособие включены рекомендации для учителя с описанием некоторых форм и видов деятельности учащихся и ответы-ключи к заданиям повышенной трудности. С целью оказания помощи учителю представлен справочный материал по наиболее трудным темам орфографии, фонетики, словообразования и лексики.
Для активизации мыслительной деятельности в конспектах уроков использованы ребусы, изографы, загадки, пословицы, стихотворения, направленные на усвоение правил орфографии.
Для развития навыков каллиграфии обучающихся в структуру урока включены минутки чистописания.
Провести диагностику предметной обученности (уровня усвоения знаний и уровня сформированности умений и навыков) помогут учителю тексты диктантов и проверочных работ, а также карточки дифференцированного характера.
Педагог может использовать конспекты уроков полностью либо частично, встраивая в собственный план урока.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Урок 1. Речь устная и письменная 4
Урок 2. Слово и предложение 8
Урок 3. Предложение и текст 11
Урок 4. Знаки препинания 14
Урок 5. Слог 18
Урок 6. Перенос слов 21
Урок 7. Перенос слов 26
Урок 8. Звуки и буквы 29
Урок 9. Алфавит 34
Урок 10. Гласные звуки 37
Урок 11. Ударение 41
Урок 12. Ударные и безударные гласные 46
Урок 13. Ударные и безударные гласные 49
Урок 14. Ударные и безударные гласные 52
Урок 15. Согласные звуки 57
Урок 16. Парные твердые и мягкие согласные звуки 62
Урок 17. Мягкий знак – показатель мягкости 66
Урок 18. Парные звонкие и глухие согласные звуки 70
Урок 19. Парные звонкие и глухие согласные звуки 74
Урок 20. Парные звонкие и глухие согласные звуки 78
Урок 21. Звуки и буквы (повторение) 82
Урок 22. Шипящие согласные звуки 86
Урок 23. Сочетания жи–ши 89
Урок 24. Сочетания ча–ща 93
Урок 25. Сочетания чу–щу 96
Урок 26. Сочетания чк–чн 100
Урок 27. Сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк–чн (повторение) 104
Урок 28. Большая буква в фамилиях, именах, отчествах 109
Урок 29. Большая буква в кличках животных 114
Урок 30. Большая буква в фамилиях, именах, отчествах 119
Урок 31. Письмо слов с большой буквы (повторение) 123
Урок 32. Кто? Что? 126
Урок 33. Предлог 130
Урок 34. Какой? Какая? Какое? Какие? 135
Урок 35. Что делал? Что делает? 138
Урок 36. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия (повторение) 142
Урок 37. Родственные слова 145
Урок 38. Родственные слова 149
Урок 39. Итоговый диктант «В лесу» с грамматическим заданием (повторение по теме «Орфография) 153
Урок 40. Работа над ошибками (повторение по теме «Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия»). 157
Урок 41. До свидания, первый класс! (повторение по теме «Лекси-ка») 160
Урок 42. До свидания, первый класс! (повторение по теме «Звуки и буквы») 164
Приложение. Морева Евгения. Королевство «Русский язык» (грамматика в стихах) 168
Литература 173

Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

Развитие речи учащихся 2-4 классов: конструирование и анализ предложений

 
Новая информационная эпоха поставила перед школой задачу – формировать речевую компетентность школьников, то есть обучать их умению, с одной стороны, правильно понимать получаемую информацию, анализировать и преобразовывать её, с другой стороны, чётко, ясно, полно и грамматически правильно передавать полученные сведения, превращать возникающие у них мысли в доступные и понятные связные высказывания.
В информационную эпоху значительная часть общения людей происходит без непосредственного контакта в виртуальном пространстве, где нет жестов, интонации, логического ударения и пр., а все нюансы мысли надо передавать при помощи слов и их порядка (сравните: Вечером к нам придут гости. Гости придут к нам вечером. Вечером гости придут к нам). При этом необходимо подбирать такие слова и выражения, которые наиболее точно передают исходную информацию, не допуская её свободного толкования (сравните: Муравьи активны днём. Муравьи активны от восхода солнца до заката. Или: Благополучие земледельца зависит от количества собранного урожая. Благополучие земледельца зависит от количества заложенного на хранение урожая).
Предложение служит основной единицей передачи мысли. Но если внимательно прислушаться к речи окружающих людей, то можно убедиться, что наибольшей трудностью для большинства наших современников является именно построение предложения. Разве редки в их речи фразы типа: «Тем более, как адвокат, память у вас должна быть очень хорошая». «А у меня у дочки в куртке, она всегда ключи с собой носит».
Причина этого кроется в том, что, общаясь друг с другом, мы стремимся в первую очередь передать мысль и при этом обращаем мало внимания на то, в какой форме её излагаем.
Вместе с тем неумение (или нежелание) строить качественные фразы имеет печальные последствия, если учесть, что речь теснейшим образом связана с мышлением.
Долгое время существовало убеждение, что мысль возникает и формируется в сознании, а потом воплощается в речи. Однако выдающийся психолог Л. С. Выготский в своей фундаментальной работе «Речь и мышление» выдвинул другой тезис – о том, что мысль не воплощается, а «совершается» в слове, то есть и при помощи речи осознаётся и оформляется.
Другими словами, в глубинах сознания человека рождается всего лишь туманный, неотчётливый смысл, некая мыслеформа. Чтобы стать ясной, содержательной, точной и осознанной мыслью, она должна быть оформлена в речи, понятной не только окружающим, но и – главное! – самому говорящему. Вспомним известную шутку: «А ты сам-то понял, что сказал?»
Таким образом, небрежно составленные и грамматически неправильные предложения не способствуют развитию мышления, поскольку оставляют мысли в «растрёпанном» состоянии, например, таком (сохранена пунктуация ученика): «Я думаю про эти произведения похожи тем что: они про очень ленивых мальчиков, которые думают о том как бы помочь маме и им хотелось помочь и смысл один и тот же, но они различались тем, что один мальчик придумал причину чтобы не помогать». Как видим, весь сравнительный анализ произведений, причинно-следственные связи поступков героев остались для автора высказывания на уровне неотчётливого представления.
Цель данного пособия – развитие речевого мышления школьников.
Его задачи:
– научить детей анализировать содержащуюся в предложении мысль;
– показать им способы наиболее точной передачи информации;
– в конечном итоге помочь учащимся овладеть умением сознательно конструировать предложения с позиций классического литературного русского языка.
Пособие состоит их двух разделов в соответствии с работой, которая ведётся обычно с предложением – конструирование (составление) и синтаксический анализ (разбор по членам).
Выполняя упражнения первого раздела, дети будут учиться строить предложение по законам русской грамматики, распространять их.
Упражнения второго раздела помогут школьникам научиться выделять в предложении грамматическую основу и определять смысловые связи между словами (выделять словосочетания).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........3
Конструирование предложений........6
Составление ответов на вопросы........6
Распространение предложений определениями........17
Распространение предложений обстоятельствами........28
Распространение предложений определениями и обстоятель-ствами 38
Составление сложных предложений........41
Синтаксический анализ предложения........53
Главные члены предложения........53
Различение простых и сложных предложений........62
Синтаксический анализ предложений........68
Преобразование прямой речи в косвенную........78

Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

пятница, 14 января 2011 г.

Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н. Ф. Виноградовой

 
«Окружающий мир» – интегрированный предмет для младших школьников, который объединяет знания о природе, человеке и обществе. Этому предмету принадлежит особая роль
в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней.
Таким образом, основная цель предмета – формировать социальный опыт школьника, добиваться осознания им на элементарном уровне взаимоотношений в системе «человек – природа – общество», воспитывать правильное отношение к среде обитания и правильное поведение в ней.
Можно выделить некоторые особенности предмета «Окружающий мир», которые определяют его соответствие современным требованиям дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегрированного подхода к изучению окружающего мира и т. д.
На уроках по изучению данного предмета учащиеся развивают свои учебно-познавательные умения, такие как: умения ставить и решать проблемные задачи с применением логических операций, проводить классификацию, используя анализ, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
В данном пособии представлены конспекты уроков, разработанные в соответствии с тематическим планированием (66 часов, по 2 часа в неделю), опубликованным в методическом пособии Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир. 1–4 классы: методика обучения» (М.: Вентана-Граф, 2009).
Пособие предназначено педагогам, которые работают по учеб-но-методическому комплекту «Начальная школа XXI века»:
• Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2010.
• Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2010.
Основная цель представленных поурочных разработок – оказать учителю максимальную поддержку и помощь в организации учебного процесса, предоставляя, тем не менее, возможность для проявления своей творческой индивидуальности.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Тематическое планирование 5
Урок 1. Нас окружает удивительный мир 7
Урок 2. Давай познакомимся 10
Урок 3. Мы – школьники 13
Урок 4. Правила поведения в школе 16
Урок 5. Сентябрь – первый месяц осени 21
Урок 6. Что нам осень подарила 25
Урок 7. Грибная пора 28
Урок 8. Семья 32
Урок 9. Любимые занятия 38
Урок 10. Как из зерна получилась булка 40
Урок 11. Человек и домашние животные 44
Урок 12. «Октябрь уж наступил…» 48
Урок 13. Птицы осенью 51
Урок 14. Явления природы 55
Урок 15. Где ты живёшь? 58
Урок 16. Правила дорожного движения 62
Урок 17. Ты и вещи 67
Урок 18. Кто работает ночью 71
Урок 19. Твои помощники – органы чувств 75
Урок 20. Правила гигиены 80
Урок 21. О режиме дня 85
Урок 22. Урок в спортивном зале 88
Урок 23. Ноябрь – зиме родной брат 91
Урок 24. Дикие животные 94
Урок 25. Звери – это млекопитающие 97
Урок 26. Что мы знаем о птицах 99
Урок 27. Город и село 102
Урок 28. Дом, в котором ты живёшь 104
Урок 29. Зачем люди трудятся 107
Урок 30. «В декабре, в декабре все деревья в серебре…» (подго-товка к экскурсии) 110
Урок 31. Экскурсия в зимний лес (парк) 112
Урок 32. Какой бывает вода? 119
Урок 33. О дружбе 123
Урок 34. Идём в гости 126
Урок 35. С Новым годом! 131
Урок 36. Январь – году начало, зиме середина 139
Урок 37. Хвойные деревья 144
Урок 38. Жизнь птиц зимой 149
Урок 39. Наша страна – Россия 160
Урок 40. Богата природа России 170
Урок 41. Мы – россияне 189
Урок 42. Народная сказка и народные игрушки 200
Урок 43. Февраль – месяц метелей и вьюг 205
Урок 44. Звери – это млекопитающие 212
Урок 45. Наш уголок природы 219
Урок 46. Растения уголка природы 227
Урок 47. Мы – граждане России 234
Урок 48. Правила поведения 237
Урок 49. 8 Марта – праздник всех женщин 244
Урок 50. Март-капельник 249
Урок 51. Птичьи разговоры 258
Урок 52. Здоровая пища 265
Урок 53. Если хочешь быть здоров, закаляйся! 274
Урок 54. Какое бывает настроение 278
Урок 55. Апрель-водолей 283
Урок 56. Экскурсия в весенний лес (парк) 287
Урок 57. Жизнь насекомых весной 291
Урок 58. Весенние работы 297
Урок 59. Кто работает на транспорте 301
Урок 60. День космонавтики 305
Урок 61. Май весну завершает 310
Урок 62. Жизнь земноводных весной 316
Урок 63. Животное – живое существо 322
Урок 64. Природе нужны все! 326
Урок 65. Скоро лето! 331
Урок 66. Ты – пешеход 338
Литература 348
Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе