среда, 23 февраля 2011 г.

Обществознание. 6-11 классы: рабочие программы по учебникам А. Ф. Никитина

 
Рабочие программы по обществознанию разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы А. Ф. Никитина (Никитин А. Ф. Обществознание. 6–11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010).
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.
Место предмета «Обществознание» в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание»
на этапе основного общего образования в 6–9 классах (по 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю) и 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне в 10–11 классах (по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение обществознания в 6–11 классах по программе А. Ф. Никитина, составляет 280 часов.
Реализация программы обществоведческого образования предполагает определенную специфику межпредметных связей (освоение нового содержания осуществляется с опорой на курсы «История», «Литература», «География», ОБЖ, «Экология», МХК, на историю таких наук, как физика, химия, биология). Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которые могут быть пройдены одновременно
с изучением обществознания или опережая его. Учет межпредметных связей в преподавании обществознания позволит устранить дублирование между новым и уже знакомым учащимся содержанием. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся вносит свой вклад в формируемые у них при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также способствует выработке универсальных учебных умений.
Обществознание – учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии различных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии), а также философии.
Структура рабочей программы.
Рабочая программа по обществознанию включает следующие разделы:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Список литературы для учителя и учащихся.
5. Учебно-методическое обеспечение.
6. Содержание курса (почасовое планирование).
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Педагог имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся определенного класса: изменить количество часов, типы и формы проведения уроков, скорректировать контрольно-оценочную деятельность (вид контроля, измерители) с учетом особенностей учащихся,
использовать на уроках средства мультимедиа и Интернет-ресурсы, дополнять требования
к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
· воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личностному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации
к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
· формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию школьникам младшего и среднего подростково-
го возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности
и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина;
· овладению умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать и анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
· формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Требования к результатам обучения и освоения
содержания курса основной школы по обществознанию
Личностные результаты.
· Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
· заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
· ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия
и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты.
Уметь:
· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-фило-софских позиций; рассматривать их комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
· анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
· использовать различные виды публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленные:
1) на использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
в познавательной сфере
· относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
· знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
· знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
· умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать
в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
в ценностно-мотивационной сфере
· понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
· знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
· приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
в трудовой сфере
· знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
· понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
в эстетической сфере
· понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
· понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
в коммуникативной сфере
· знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
· знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
· понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
· понимание значения коммуникации в межличностном общении;
· умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
· знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Цели изучения обществознания на ступени среднего (полного) общего образования
на базовом уровне:
· развитие личности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, чувства собственного достоинства, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам,
к правам и свободам другого человека, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение системы знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
· овладение умениями получать и критически осмысливать социальную, экономическую, правовую информацию, анализировать и систематизировать эту информацию; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка
в обществе, участия в жизни гражданского общества и государства;
· формирование опыта, способности и готовности применения полученных знаний и умений для решения задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, межличностных отношений, в семейно-бытовой сфере; к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Требования к общеучебным умениям и навыкам, универсальным способам деятельности и ключевым компетенциям на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне:
в области познавательной деятельности
· умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
· самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
· участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследователь-ской работы;
· выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами прогноза, исследовательской деятельности;
· определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
· решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
в области информационно-коммуникативной деятельности
· работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
· поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, диаграмма, график, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и т. д.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
· умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
· умение объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика);
· пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
· применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
в области рефлексивной деятельности
· понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
· объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
· учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;
· осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение........3
6 класс
Пояснительная записка........8
Календарно-тематическое планирование........10
7 класс
Пояснительная записка........23
Календарно-тематическое планирование........25
8 класс
Пояснительная записка........34
Календарно-тематическое планирование........36
9 класс
Пояснительная записка........54
Календарно-тематическое планирование........56
10 класс
Пояснительная записка........77
Календарно-тематическое планирование........81
11 класс
Пояснительная записка........104
Календарно-тематическое планирование........107

Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

Комментариев нет:

Отправить комментарий