вторник, 1 февраля 2011 г.

Научно-методическая деятельность учителя: методические исследования, технологические находки

 
Организационно-педагогическая культура школы определяет пути развития и способы решения проблем образовательного учреждения и представляет собой систему норм, традиций, стилей поведения и способов деятельности участников образовательного процесса.
Педагоги не могут работать, постоянно не обучаясь новому и не совершенствуясь, потому что требования к ним как к участникам образовательного процесса подразумевают наличие высокого профессионализма, широты эрудиции и ориентацию на гуманистические принципы построения образовательного процесса. В то же время педагогу необходимо владеть технологиями образовательного процесса, реализующими личностно ориентированный подход к обучению и направленными на становление субъект-субъектных отношений. Учитель должен знать цель своей деятельности, содержание опыта, который он будет передавать своим воспитанникам, а также иметь представление
о методах, с помощью которых это можно сделать.
Все это необходимо для составления портфолио учителя, которое является современным средством самооценки и осмысления способов организации и осуществления учебного процесса
и его результатов и отражает выполнение требований к работе учителя.
Важным моментом при заполнении портфолио является предъявление информации о работе над собственным педагогическим (методическим) исследованием (проектом) и о наличии в практике учителя технологических находок.
Представленные в пособии материалы из опыта работы педагогов образовательного учреждения*1 охватывают основные инновационные поиски современной педагогики и направлены
на анализ собственной деятельности и повышение профессионального мастерства педагогов.
Предлагаемые вниманию педагогов методические исследования и технологические находки по различным общеобразовательным предметам (математика, русский язык, литература, биология, физика) отражают поиск и внедрение в практику новых педагогических идей и новых способов решения педагогических задач.
Используя материалы пособия, педагог найдет ответ на вопрос, какие технологические находки заняли устойчивое место
в его собственной практике и подлежат описанию и как можно отразить опыт практической деятельности и обобщить результаты в форме методического исследования.
В пособии даются также рекомендации по организации научно-методической деятельности учителя в школе с целью раскрытия педагогами своих сущностных сил, самореализации и творческой активности, ведь творчество, проектирование и исследование – универсальные способы деятельности, основа саморазвития не только учеников, но и педагогов школы.
Пособие предназначено руководителям ОУ и их заместителям по учебно-воспитательной и научно-методической работе. Надеемся также, что оно будет интересно педагогам общеобразовательных учреждений и руководителям методических объединений, может быть полезно слушателям ИПК и студентам педагогических учебных заведений.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........3
Т. Н. Назарова. Научно-методическая деятельность учителя
в школе........5
Технологические находки
И. А. Cкрипаль. Приемы работы над предложением на уроках русского языка в начальной школе........29
В. В. Медведева. Приемы какографии на уроках русского язы-
ка в 1 классе в развитии орфографической зоркости........32
Н. В. Лимберова. Индивидуальная и дифференцированная рабо-
та на уроках математики в начальной школе........35
Л. С. Черноклинова. Авторские сказки на уроках литературно-
го чтения........39
Е. П. Cулацкова. Опорные схемы на уроках окружающего мира........43
М. А. Денисова. Интерактивная доска на уроках окружающего ми-
ра в начальной школе........48
Н. Н. Вермиенко. Интонационные упражнения на уроках русско-
го языка (5 класс)........50
О. П. Баландина. Орфоэпическая разминка на уроках русского языка (5–6 классы) 55
Л. П. Кравцова. Опорные конспекты на уроках биологии........56
Н. И. Куценко. Экологические исследования в процессе обуче-
ния физике........58
Т. Н. Назарова. Опорные конспекты на уроках мировой художественной культуры 61
В. А. Ершова. Английские пословицы на уроках иностранного языка (8–11 классы) 65
Е. Н. Дремова. Приемы запоминания английских идиом на уроках иностранного языка (8–11 классы)........69
М. П. Кравцова. Игровые технологии на уроках английского языка 74
М. Н. Воробьева. Конструирование систем задач по геометрии........77
Методические исследования
И. Н. Пикус. Изучение краеведческого материала в начальной школе 80
М. А. Денисова. Создание проблемных ситуаций на уроках ок-
ружающего мира в начальной школе........103
Э. И. Никипорчик. Становление основ духовно-нравственных ценностей на уроках литературы........110
Н. И. Куценко. Исследовательские задачи по физике........118
Т. Н. Назарова. Технология работы с учебным содержанием
на уроках мировой художественной культуры........139
Литература........165
Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

1 комментарий: