суббота, 15 января 2011 г.

Развитие речи учащихся 2-4 классов: конструирование и анализ предложений

 
Новая информационная эпоха поставила перед школой задачу – формировать речевую компетентность школьников, то есть обучать их умению, с одной стороны, правильно понимать получаемую информацию, анализировать и преобразовывать её, с другой стороны, чётко, ясно, полно и грамматически правильно передавать полученные сведения, превращать возникающие у них мысли в доступные и понятные связные высказывания.
В информационную эпоху значительная часть общения людей происходит без непосредственного контакта в виртуальном пространстве, где нет жестов, интонации, логического ударения и пр., а все нюансы мысли надо передавать при помощи слов и их порядка (сравните: Вечером к нам придут гости. Гости придут к нам вечером. Вечером гости придут к нам). При этом необходимо подбирать такие слова и выражения, которые наиболее точно передают исходную информацию, не допуская её свободного толкования (сравните: Муравьи активны днём. Муравьи активны от восхода солнца до заката. Или: Благополучие земледельца зависит от количества собранного урожая. Благополучие земледельца зависит от количества заложенного на хранение урожая).
Предложение служит основной единицей передачи мысли. Но если внимательно прислушаться к речи окружающих людей, то можно убедиться, что наибольшей трудностью для большинства наших современников является именно построение предложения. Разве редки в их речи фразы типа: «Тем более, как адвокат, память у вас должна быть очень хорошая». «А у меня у дочки в куртке, она всегда ключи с собой носит».
Причина этого кроется в том, что, общаясь друг с другом, мы стремимся в первую очередь передать мысль и при этом обращаем мало внимания на то, в какой форме её излагаем.
Вместе с тем неумение (или нежелание) строить качественные фразы имеет печальные последствия, если учесть, что речь теснейшим образом связана с мышлением.
Долгое время существовало убеждение, что мысль возникает и формируется в сознании, а потом воплощается в речи. Однако выдающийся психолог Л. С. Выготский в своей фундаментальной работе «Речь и мышление» выдвинул другой тезис – о том, что мысль не воплощается, а «совершается» в слове, то есть и при помощи речи осознаётся и оформляется.
Другими словами, в глубинах сознания человека рождается всего лишь туманный, неотчётливый смысл, некая мыслеформа. Чтобы стать ясной, содержательной, точной и осознанной мыслью, она должна быть оформлена в речи, понятной не только окружающим, но и – главное! – самому говорящему. Вспомним известную шутку: «А ты сам-то понял, что сказал?»
Таким образом, небрежно составленные и грамматически неправильные предложения не способствуют развитию мышления, поскольку оставляют мысли в «растрёпанном» состоянии, например, таком (сохранена пунктуация ученика): «Я думаю про эти произведения похожи тем что: они про очень ленивых мальчиков, которые думают о том как бы помочь маме и им хотелось помочь и смысл один и тот же, но они различались тем, что один мальчик придумал причину чтобы не помогать». Как видим, весь сравнительный анализ произведений, причинно-следственные связи поступков героев остались для автора высказывания на уровне неотчётливого представления.
Цель данного пособия – развитие речевого мышления школьников.
Его задачи:
– научить детей анализировать содержащуюся в предложении мысль;
– показать им способы наиболее точной передачи информации;
– в конечном итоге помочь учащимся овладеть умением сознательно конструировать предложения с позиций классического литературного русского языка.
Пособие состоит их двух разделов в соответствии с работой, которая ведётся обычно с предложением – конструирование (составление) и синтаксический анализ (разбор по членам).
Выполняя упражнения первого раздела, дети будут учиться строить предложение по законам русской грамматики, распространять их.
Упражнения второго раздела помогут школьникам научиться выделять в предложении грамматическую основу и определять смысловые связи между словами (выделять словосочетания).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........3
Конструирование предложений........6
Составление ответов на вопросы........6
Распространение предложений определениями........17
Распространение предложений обстоятельствами........28
Распространение предложений определениями и обстоятель-ствами 38
Составление сложных предложений........41
Синтаксический анализ предложения........53
Главные члены предложения........53
Различение простых и сложных предложений........62
Синтаксический анализ предложений........68
Преобразование прямой речи в косвенную........78

Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

Комментариев нет:

Отправить комментарий