четверг, 11 ноября 2010 г.

Изобразительная деятельность. 1-4 классы: развернутое тематическое планирование по программе О. А. Куревиной, Е. Д. Ковалевской


ВВЕДЕНИЕ
Вошедшее в сборникразвернутое тематическое планирование по изобразительной дея-тельности для 1–4 классов, составленное в соответствии с примерной учебной программой ос-новного общего образования, разработано на основе проекта образовательной системы «Школа 2100» и ориентировано для работы по рабочим тетрадям «Изобразительное искусство. Разно-цветный мир» (авторы О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская).
Образовательная система «Школа 2100» теоретически опирается на классические образцы российского образования, лучшие традиции советской школы и современные достижения в области развивающего личностно ориентированного образования и соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального образовательного пространства, защита и развитие системы обра-зования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особен-ностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
– свобода и плюрализм в образовании;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
– формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний ступени обуче-ния и картины мира;
– интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека
и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенство-вание этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо
от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учет разно-образия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на сво-бодный выбор мнений и убеждений.
Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания обра-зования и на реализацию в учебном процессе изложенных в Законе Российской Федерации «Об образовании» и приведенных выше методологических принципов.
Образовательная программа системы «Школа 2100» обеспечивает интеграцию предметов, предотвращает предметную разобщенность и перегрузку обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. При достижении предметных целей и выполнении задач особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, которыми
овладевают обучающиеся, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому в данной образовательной системе заложена и может успешно реализоваться технология проблемно-деятельностного обучения.
Главная задача образовательной системы «Школа 2100» – помочь детям вырасти самостоя-тельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое до-стойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными
за себя и своих близких.
Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемствен-ный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые образовательной системой «Школа 2100», позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения. Таким образом сохраняется здоровье детей и подростков,
а сам процесс обучения становится максимально комфортным и эффективным.
Важной особенностью образовательной системы «Школа 2100» является возможность осу-ществления принципа минимакса как условия стандартизации развивающего образования. Ав-торы этой системы считают, что «...только при опоре на принцип минимакса школа станет дей-ствительно адаптивной, «школой для всех». Ученик, по той или иной причине не успевающий, слабый, ограничится минимумом. Ученик очень сильный возьмет все, что ему дают, и пойдет выше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответст-вии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями. И каждый ученик получит четкую перспективу для своего личностного и познавательного развития» .
Изобразительное искусство
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников бу-дут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразитель-ного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первона-чальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа про-изведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художе-ственный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произ-ведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку
и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку
и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пла-стических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художе-ственное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в худо-жественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и переда-вать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое от-ношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и миро-вого искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего регио-на.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и че-ловека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения соб-ственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для переда-чи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искус-ства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразитель-ных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украше-ния своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орна-мента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилисти-ки произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, деко-ративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художествен-но-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного со-здавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительно-го искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютер-ной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предме-та, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам дан-ного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте чело-века в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отно-шение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать
в коллективных работах на эти темы.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 класс
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию.
Тематическое планирование. Разноцветный мир. Цвет и форма
2 класс
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию.
Тематическое планирование. Разноцветный мир. Поверхность и фактура
3 класс
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию.
Тематическое планирование. Разноцветный мир. Мелодия рисунка
4 класс
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию.
Тематическое планирование. Разноцветный мир. Все краски жизни.

Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе

Комментариев нет:

Отправить комментарий